МКОУ «ЧИСТООЗЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА» АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

Cеминар-практиrум

СОЗДАНИЕ ИМИДЖА ДОУ

(семинар-практикум)

seminar

Задачи:

систематизировать имеющи­еся знания педагогов об имиджелогии;

учить прогнозировать инди­видуальный стиль педагоги­ческой деятельности;

активизировать и укрепить доверие педагога к самому себе, собственным желаниям и потребностям, способство­вать поиску эффективного индивидуального стиля педа­гогической деятельности;

разработать имиджевую мо­дель для воспитателя ДОУ;

формировать рефлексивные навыки.

Заведующий.

Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует ве­сти себя и жить по-другому, со­размерно иным моделям поведе­ния. В настоящий момент мало быть просто хорошим специали­стом в своей области, чтобы быть востребованным и идти в ногу со временем.

Сегодня к ДОУ предъявляют­ся все новые требования. Им необходимо четко планировать свою деятельность с учетом запросов целевой аудитории (родительского сообщества).

Поэтому важно помнить, ка­кую роль играет репутация, имидж ДОУ, сформированные усилиями всех членов коллек­тива в течение определенного времени.

Что мы имеем на сегодняшний день? Нашему ДОУ  30 лет. За последнее время сложился определенный внешний и внут­ренний имидж детского сада. Есть своя газета «Малыш», свой герб, флаг, миссия, флажки возра­стных групп, логотипы ДОУ и групп, визитная карточка детско­го сада и возрастных групп.

Проанализировав внешнюю среду и внутренние ресурсы, можно выделить факторы, поло­жительно влияющие на форми­рование имиджа нашего ДОУ:

— территориальное местона­хождение;

— качество образовательных услуг;

— система ценностей, традиций;

— открытость;

— педметно-развивающая среда;

— профессионализм сотрудников.

Основная       составляющая имиджа ДОУ — известность, репутация, скорость реагирова­ния на изменения запросов родителей, инновационный потен­циал, престиж образовательных программ, высокий рейтинг.

Как этого достичь? Учитывая сложившуюся ситуацию, в ДОУ в целях создания условий для формирования положительного благоприятного имиджа запу­щен корпоративный проект «Формирование имиджа до­школьного учреждения».

Сегодня мы определим, что же такое «имидж», имидж уч­реждения, что к нему относится, но основной акцент мы поста­вим на формирование положи­тельного имиджа современного воспитателя.

Зачем нам имидж? Логичес­кая цепочка такова. На ограни­ченной территории имеется не­сколько одинаковых ДОУ. И на сером фоне стандартных муни­ципальных коробок выделяется Детский Садик. Это именно то место, куда любящий родитель и отдаст свое «чадо» или будет стремиться отдать, преодолевая всяческие преграды. Выделяет­ся он благодаря наличию имид­жа, т.е. устойчивого мнения (конечно, положительного) об этом учреждении у действительных и потенциальных кли­ентов.

Как вы думаете, на работу в какое учреждение охотнее при­дет грамотный специалист? Ка­кому учреждению проще рабо­тать со спонсорами — людьми, организациями, способными и желающими вложить в него средства?

Имидж переводит нас из ка­тегории выбираемых в катего­рию выбирающих.

Понятие «имидж» в после­дние годы прочно входит в сло­варь современного человека, главным образом потому, что имидж профессионала оказывает сильное влияние на взаимоотно­шения с людьми и эффектив­ность совместной работы. Кры­латую фразу древнегреческого философа Ксенофонта «Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится» можно считать первой ласточ­кой в направлении изучения имиджа.

Что такое имидж? Это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Это пред­ставление о человеке, складыва­ющееся на основе его внешнего облика, привычек, манеры гово­рить, менталитета, поступков и т.д. Целенаправленный форми­руемый образ, призванный ока­зывать эмоционально-психологи­ческое воздействие на кого-либо в целях создания впечатления, мнения окружающих о носителе созданного имиджа.

 Проектная деятельность как основная составляющая имиджа учреждения

Заведующий. В насто­ящее время в системе дошколь­ного образования происходят значительные изменения с уче­том вступивших в силу ФГОС.

Большие возможности для этого предоставляет метод про­ектов. Его основой служит са­мостоятельная, исследовательс­кая, познавательная, игровая, творческая, продуктивная дея­тельность детей, в процессе ко­торой они познают себя и окру­жающий мир, воплощают новые знания в реальные продукты. Кроме того, открываются боль­шие возможности в организа­ции совместной познавательно-поисковой, творческой деятель­ности детей, педагогов и родителей.

Модернизация работы и раз­витие нашего ДОУ осуществля­ется по трем основным направ­лениям.

Первое — выбор, изучение и внедрение новых парциальных — программ и технологий, а также разработка собственных про­грамм, технологий и творческих проектов.

Второе   — творческая дея­тельность педагогов детского сада. Различные секции, кружки и студии по интересам во многом   способствуют   развитию фантазии, творческого мышле­ния и способностей детей.

Третье — формирование и совершенствование предметно-развивающей среды, что способ­ствует саморазвитию ребенка в совместной со взрослым или самостоятельной деятельности.

Сегодняшние ДОУ работают в условиях разработки собствен­ных образовательных программ и технологий. Это позволяет педа­гогам проявлять творчество, более смело использовать инновации, а детям — получать комфортную среду обитания, уважение их ин­тересов и признание самоценнос­ти дошкольного периода детства.

Наш детский сад реализует примерную основную общеоб­разовательную программу «Ра­дуга». Ее цели:

— предоставлять каждому ре­бенку возможность радостно и содержательно прожить период детства;

— обеспечивать всестороннее развитие ребенка, заботу о его эмоциональном благопо­лучии;

— охранять и укреплять здоро­вье, приобщать к миру обще­человеческих ценностей;

— своевременно и полноценно психически развивать и вос­питывать.

Большой интерес у наших педагогов, а значит, и эффектив­ность в творческом и познава­тельном развитии дошкольни­ков вызывает разработка и вне­дрение творческих проектов. Особенность   проектной  деятельности в дошкольной систе­ме образования — сложность для ребенка самостоятельно на­ходить противоречия в окружа­ющем мире, формулировать про­блему и цель исследования.

Педагогами ДОУ разработа­ны и активно реализуются про­екты разного вида:

— педагогические («Увлечь книгой», «Мамочка милая, мама моя…», «Валеологическое воспитание детей до­школьного возраста через различные виды деятельнос­ти», «Путешествие в страну правильного питания»);

— инновационные («Здоров бу­дешь — все добудешь»);

— психолого-педагогические («Рюкзак для добрых пап», «Мотивационная готовность к школе»);

— управленческие («Педагог в режиме развития — педагог нового типа», «МОЛОДОЙ спе­циалист»);

—    корпоративный («Формиро­вание имиджа ДОУ»),
Проектная деятельность в на­шем детском саду — это и форма организации образовательного пространства, и метод развития творческого познавательного мышления  дошкольников.

Метод проектной деятельнос­ти можно рассматривать как механизм активного взаимодей­ствия ДОУ и родителей. В ре­зультате работы родители ста­новятся участниками      образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт и получают удовлетворение от сво­их успехов и успехов ребенка.

Детский сад предоставляет спектр дополнительных образо­вательных услуг по направле­ниям (физкультурно-спортивное, социально-педагогическое, куль­турологическое, эколого-биологическое, художественно-эстети­ческое).

Большое внимание в ДОУ уделяется созданию и совер­шенствованию предметно-раз­вивающей среды. Для этого со­зданы необходимые условия: информационно-методический центр; библиотека «Волшебная страна», изостудия, музей рус­ского быта «Горенка»; комнаты природы, культуры безопаснос­ти жизнедеятельности, психоло­гической разгрузки; физкуль­турный, музыкальный залы.

Наше дошкольное учрежде­ние — это место совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где всегда присутствуют игра, творчество, взаимопомощь, сопереживание, непрерывный поиск себя и по­стоянный рост. Наши дети вы­растают и преобразуют себя и мир вокруг к лучшему.

Заведующий.

В понятие «имидж» вхо­дит понятие «корпоративная культура». Какой может быть примерная структура корпора­тивной культуры?

Во-первых, внешний вид зда­ния, территория детского сада всегда ухожены и поддержива­ются в отличном состоянии. Внутреннее оформление помеще­ния создает благоприятный кли­мат в учреждении. Все это спо­собствует положительному отно­шению со стороны родителей, населения, создает определенный положительный имидж ДОУ.

Во-вторых, внешний вид со­трудников, которые всегда оп­рятно одеты и приветливы, что служит неотъемлемой состав­ляющей ДОУ.

В-третьих, наличие особого стиля организации: логотип, герб, флаг, символика, их применение в оформлении документов.

Таким образом, наличие корпо­ративной культуры в ДОУ необ­ходимо, так как она создает имидж организации, делает из коллектива единую команду. Взаимосвязь всех элементов корпоративной культуры повы­шает качество работы, делает уч­реждение конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Портфолио как атрибут имиджа педагога

(выступление воспитателя)

Воспитатель. Имидж пе­дагога включает в себя целый ряд составляющих, одна из ко­торых — портфолио.

Профессиональное портфо­лио — это описание педагоги­ческих качеств и достижений воспитателя или учителя в фак­тах, включающее в себя спектр документов, формирующий пред­ставление о специфике подхода и мере профессиональной эф­фективности педагога.

Разделы, представленные в портфолио, позволяют судить о процессе индивидуального раз­вития:

•данные о педагоге (дата рождения, домашний адрес, те­лефон, образование, стаж, место работы, должность, категория);

повышение квалифика­ции (информация оформлена в виде таблицы, где указаны на­звания курсов и семинаров по повышению квалификации, ко­личество часов, сроки и вид по­лученного документа);

педагогическая деятель­ность (названа методическая тема, цель; перечислены задачи, достижения, цели. Также состав­лены схемы: «Индивидуальная программа воспитания, обучения и развития ребенка», «Основные направления развития детей и образовательные области». В ви­де диаграмм показана результа­тивность работы с детьми;

лист достижений (дан­ный раздел представлен в виде таблицы, в ней перечислены полученные грамоты, сертифи­каты, благодарности);

программа дополнитель­ного образования «Мы живем в России» — представлены цель, задачи, структура и резуль­тативность программы (диаг­раммы и «Лист достижений»);

участие в мероприятиях (заседаниях методических объединений, конференциях, се­минарах, консультациях);

социально-профессио­нальная активность (разра­ботка и внедрение программ и педагогических проектов (пе­речислены названия программ и проектов); разработка методи­ческих сборников, брошюр и буклетов для педагогов и ро­дителей, статьи в СМИ);

самообразование (методи­ческая копилка (конспекты пе­дагогической деятельности); по­сещение методических объеди­нений, конференций и открытых занятий, участие в тематичес­ких неделях; пополнение новы­ми педагогическими терминами «Глоссария»);

достижения выпускни­ков (фотографии выпускников группы, имеющих выдающиеся достижения).

В «Портфолио» также имеют­ся фотографии, отражающие кульминационные моменты пе­дагогической деятельности и «Тетрадь рейтинга»

Заведующий. Все компоненты, о кото­рых рассуждали выступающие, необходимы для создания пози­тивного имиджа. Всё направле­но на то, чтобы продолжать формировать  имидж  ДОУ

Формирование имиджа — первый шаг для      построения хо­рошего детского сада. С понятием имиджа связана репутация ДОУ, складывающаяся из нескольких составляющих и удерживающаяся в массовом сознании на долгие годы.

Имидж может быть благопри­ятным для деятельности или нет, и все зависит от того, как себя показать и проявить.

Понятие    «имидж»    можно применить:

—к человеку (персональный имидж);

— организации (корпоративный имидж);

— социальной позиции (имидж политического деятеля);

— профессии (имидж педагога);

— образованию (имидж выпуск­ника школы);

—    вещам (мерседес — не про­сто машина!).

Существует ли специфичес­кий имидж педагога (воспитате­ля)? Несомненно. В современ­ном обществе профессия педаго­га утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Пози­тивный имидж воспитателя се­годня важен не только для его воспитанников, как личный при­мер успешного человека, кото­рого они постоянно видят перед собой, но и для него самого — для моральной, психологической удовлетворенности своей зна­чимостью в этом мире.

Для педагога ДОУ построе­ние правильного и гармонично­го образа более важная задача, чем для специалистов других профессий, связанных с людь­ми. Дети более непосредствен­но и требовательно воспринимают образ своего педагога, ко­торый им интересен, в первую очередь как личность. Как бы он не владел своей профессией, он просто обязан постоянно за­ниматься развитием своих лично­стных качеств, создавая и совер­шенствуя собственный имидж, поддерживая таким образом свой авторитет в глазах воспи­танников.

От имиджа отдельного педаго­га зависит образ ДОУ в целом. Для создания положительного имиджа важен любой аспект и очень часто его определяет са­мое важное лицо ДОУ — воспи­татель. Поэтому давайте опреде­лим для себя, каким должен быть воспитатель сегодня?

Имидж может иметь положи­тельную окраску и тогда он спо­собствует профессиональному росту, а может быть и негатив­ным. В этом случае он отрица­тельно сказывается на професси­ональном становлении человека.

Предлагаю рассмотреть фак­торы, выбрать из них стимули­рующие проявление творческой активности и препятствующие развитию педагогического твор­чества:

— материальная база, условия труда;

— снисходительное отношение к труду педагога;

— знаки восторженного внима­ния со стороны коллег, адми­нистрации, воспитанников, ро­дителей;

— штампы и устоявшиеся при­вычки;

— знакомство с передовым пе­дагогическим опытом;

— отсутствие педагогических знаний (методики обучения);

— возможность проводить в жизнь новую программу (эксперимент, методику);

— состояние здоровья;

—обеспечение методической литературой;

— отношение администрации;

— перевод в режим самоконт­роля;

— сложные взаимоотношения в коллективе;

— удобное расписание, методи­ческий день;

— некомпетентность;

— обустройство (или наличие) комнаты психологической разгрузки;

—отсутствие заботы со сторо­ны профсоюза;

— проведение конкурсов педа­гогического мастерства;

— низкий уровень организации труда в ДОУ.

Воспитатели обсуждают предло­женные положения.

По результатам опроса делаем соответствующие выводы:

◊ при большем перевесе фак­торов, стимулирующих про­явление творческой актив­ности, профессия воспитате­ля востребована и ценится обществом, но требует про­работки его имиджа, чтобы исключить все негативные моменты;

◊ преобладание факторов, пре­пятствующих развитию педагогического творчества, — положение критическое   и требует срочного вмешатель­ства, необходимо заняться ра­ботой над имиджем воспита­теля и ДОУ в целом. Наша жизнь зависит от пси­хологической установки. Пси­хологическая готовность к свое­му успеху — вера в себя на сознательном и бессознательном уровне.   Успех   —   результат правильного выбора жизненных целей. Успех любит тех, кто от­дает миру, а не тех, кто привык только   получать   от   других. Сильный человек отдает, сла­бый — только берет.

В зависимости от своей уста­новки на жизнь каждый чело­век сам запускает свой меха­низм успеха или механизм не­удач. Создавать свой имидж — сложная работа, но, безусловно, она представляет интерес для каждого. Ведь имидж — это ваш фирменный знак, и чтобы найти ключ к успеху, надо по­стоянно совершенствовать свой духовный потенциал. Глав­ное — сделать первый шаг.

Что могут сделать сами педа­гоги, чтобы поднять престиж профессии? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмот­рим, из чего состоит имидж вос­питателя?

Проводится мозговой штурм, на доске записываются ответы групп.

От кого зависит каждое из пе­речисленных качеств? Конечно, от каждого из нас.

Предлагаю познакомиться со структурными компонентами имиджа.

Все компоненты и составля­ющие имиджа связаны воеди­но, и только все вместе задают определенный стиль и образ воспитателя. Воспитатель как цветок, бутон которого состоит из лепестков, и каждый лепес­ток очень важен для его цель­ного образа. Не будет одного лепестка — не будет красоты цветка.

Рассмотрим структуру имид­жа. На экране каждая структур­ная составляющая представлена в виде лепестка цветка.

Визуальный имидж — об­раз человека, сформированный на основе восприятия имидж-формирующей информации о его внешнем виде: это его одежда, прическа, макияж, по­ходка, манеры.

Вербальный имидж — образ человека, формирующийся на основе его вербальной, а также невербальной продукции (ми­мика, жесты, голос, интонация).

Средовый имидж — образ человека, созданный на основе восприятия и оценки его обита­ния (кабинет, рабочий стол, ав­томобиль и др.).

Ядро имиджа складывается из внутренних составляющих (интеллект, способ мышления, помыслы, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция); это пози­ции, установки, легенда, которые должны соответствовать психо­логии победителя: высокая самооценка, оптимизм, вера в доб­ро, умение чувствовать и быть сопричастным к происходящему, меняться, воспринимать новое.

Далее я предлагаю вам изу­чить каждый лепесток подроб­нее. Начнем с первого — визу­альный имидж.

Посмотрите на фотографии на экране и назовите профес­сию, представителем которой является данный человек, обо­снуйте свой ответ.

На экране 3—4 фотографии под номерами. 1. Стюардесса. 2. Учи­тель. 3. Врач. 4. Продавец.

Старинная пословица гласит: «Встречают по одежке, а прово­жают по уму». Первые 20 се­кунд нас внимательно огляды­вают: обувь, прическа, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо; следу­ющие 20 — оценивают наше умение говорить и слушать, за­тем определяют нашу коммуни­кабельность и следят за наши­ми жестами.

Внешний вид воспитателя может создать рабочее или не­рабочее настроение на занятии, способствовать или препятство­вать взаимопониманию, облег­чая или затрудняя педагогичес­кое общение. Формируя страте­гию и тактику самоподачи, необходимо учитывать, что 85% людей строят свое первое впе­чатление на основе внешнего облика человека.

Меняя свои цветовые пред­почтения в одежде и окружении, выбирая стиль одежды и аксессуаров, сочетая их с при­ческой и стилем общения, вос­питатель может корректиро­вать свой имидж, улучшать его, а значит, находить взаимопони­мание с детьми, коллегами, а также с людьми, от которых за­висит успех работы.

Предлагаю вам сейчас пого­ворить о правильном выборе цвета в одежде и окружении, так как именно цвет может по­влиять на физическое и психи­ческое самочувствие человека, он выступает одним из суще­ственных факторов формирова­ния благоприятного или нега­тивного персонального имиджа.

Разделитесь на пары. Каждая пара получает карточку с конк­ретным цветом. Подумайте и назовите три ассоциации, кото­рые у вас возникают в связи с данным цветом, назовите поло­жительное и негативное влия­ние на имидж воспитателя

После выполнения данного зада­ния участникам предлагаются памят­ки «Семантика цвета».

Переходим к следующей со­ставляющей — вербальному имиджу.

Следите за своей речью. Воспитатель ни в коем случае не должен пользоваться слен­гом. Также не используйте сло­ва и выражения типа: «Господи ты, Боже мой!», «Чели», «Че?», «Ну как бы» и т.д. Как говорит­ся, «выбирайте выражения»! Многозвучным и разным должен быть и голос воспитателя. Од­нотонный голос не позволяет создавать ритм своей речи, стра­дает ее мелодика. Трудно улав­ливать окраску звука говоряще­го — тембр, гармонию речи. Воспитатель должен контроли­ровать свои эмоции, мимику, жесты, работать над голосом и интонацией. Одним из умений, которым должен владеть воспитатель в речевом плане, — культура об­щения, умение делать компли­менты.

seminar1

«     »